Расширенная гарантия на шины

Корректор фар — что это и зачем нужен

«Фары светят в небо», «освещаем потолок» — такие фразы можно услышать от водителей, которые загрузили авто максимально. Задняя часть автомобиля оседает, а передняя приподнимается — в итоге фары освещают не дорогу, а бьют выше, дальше. 

Кроме прочих неудобств, неправильная настройка светового потока фар может квалифицироваться как создание помех другим участникам дорожного движения и повлечь наложение штрафа в размере 500 рублей согласно статье 12.5 КоАП РФ. 

Что такое корректор фар

Под корректором фар понимают устройство, которое позволяет выставлять угол наклона света в зависимости от загруженности авто, профиля дороги и условий видимости. Например, едет водитель один в машине, фары светят прямо. А если сел пассажир вперёд, происходит смещение вниз, загрузили багажник, свет ушёл вверх, и тут без корректировки не обойтись. 

Существует два типа регулировки положения фар:

  • Ручной. Колёсико располагается около переключателя света и предполагает 4 положения. Водитель самостоятельно выставляет нужное положение в зависимости от дорожной ситуации и визуального восприятия.

  • Автоматический. Корректировка производится в зависимости от оценки клиренса авто (статический тип) или положения авто относительно дороги (динамический вид).

Кстати, первые корректоры появились в автомобилях в 50-хх годах XX века. Но устанавливали их только на элитные машины.

Как часто нужно менять положение фар

Универсального положения для оптики не существует. Нельзя выставить одну позицию и больше не трогать. Автомобиль загружают по-разному, даже количество пассажиров влияет на высоту светового пучка.

Как пример. В салоне водитель и три пассажира, а багажник полностью заполнен. В таком положении задняя часть авто опускается, а передняя поднимается. В итоге фары (без регулировки) светят частично на дорогу, а частично в лобовое стекло встречного автомобиля. Чтобы обеспечить безопасность для всех участников движения и улучшить обзорность нужно опустить световой поток. После того как багажник разгрузили и вышли пассажиры, фары (после регулировки) светят вниз, т. е. близко к машине. Они освещают небольшой участок дороги, что снижает обзорность. Для восстановления нормальной освещённости надо поднять световой поток. За это и отвечает корректор фар. Если в авто стоит автоматическая регулировка света, бортовой компьютер самостоятельно настраивает высоту света на основании данных от датчиков, которые часто устанавливают на кузове авто.

Для автомобилей, в которых установлен ксеноновый или матричный свет, используют в основном автоматические системы.

Если в автомобиле установлен ручной корректор, то нужно самостоятельно выставлять положение светового потока (крутить колёсико). Это делают каждый раз после загрузки багажника, размещения пассажиров в салоне автомобилей. Положение (до какого номера крутить колёсико) выбирают на основе субъективного восприятия.

Как работает автоматический корректор

Существует две системы: динамическая и статическая. Их разница — в скорости и моменте обработки информации. Рассмотрим на примерах, как происходит корректировка.

Если система статическая, то во время запуска двигателя производится оценка положения кузова относительно дорожного полотна. Данные передаются на бортовой компьютер, и он принимает решение о корректировке светового потока вверх-вниз, вправо-влево. При дополнительной загрузке\выгрузке (происходит изменение клиренса) электрический сигнал обрабатывается и принимается решение о корректировке.

Для динамической системы процесс аналогичен, но опрос и корректировка происходит постоянно. Это связано с тем, что ксеноновые фары сильно слепят. Даже нескольких секунд достаточно, чтобы водитель встречного автомобиля потерял контроль над дорогой. В учёт берут не только изменение нагрузки на авто, но и положение автомобиля относительно дороги. Например, при прохождении поворотов, езде по бездорожью, неровным дорогам, при ускорении или замедлении авто.

Как работает ручной корректор

При повороте колёсика в салоне автомобиля передаётся напряжение на моторедуктор, который смещает отражатель фары. В итоге меняется положение светового потока.

Регулятор позволяет проводить корректировку по 4 положениям: от «0» до «3». Каждое деление соответствует загруженности авто:

  • «0» — это можно сказать нейтральная позиция. При таком положении выполняют наладку работы системы на заводе. Это пустой автомобиль, в котором находится только водитель или водитель + пассажир.

  • «1» — небольшая корректировка. Это когда в салоне заняты все пассажирские места или заполнен багажник, но нет пассажиров.

  • «2» — средние показатели. В салоне есть пассажиры и частично загружен багажник.

  • «3» — максимальная загрузка. Выставляют, когда багажник загружен полностью и в салоне сидят пассажиры, либо происходит буксировка заполненного прицепа.

Чем выше цифра, тем ниже опущены фары. Например, в положении «0» фары светят максимально вверх, в положении «3» — максимально вниз. 

Что лучше ручной или автоматический корректор фар

Каждая система отличается своими особенностями.

критерий оценки

ручной

автоматический

стоимость

дешевле

дороже

механизм

на основе штока и редуктора

на основе электронных датчиков, оценки данных бортового компьютера

корректировка

водителем на основе субъективных ощущений

автоматически с учётом дорожной обстановки, что исключает ослепление встречных авто

скорость реагирования

зависит от водителя, когда он вспомнит

практически моментально


Ручные корректоры, с одной стороны, более надёжные, так как не задействуют электронные системы. Но с другой, если водитель не знает про данную опцию или просто забыл, то эффективность от них 0%.

Первые корректоры позволяли регулировать световой поток перед поездкой с помощью отвёртки. А первые системы для массовых авто, которые работали из салона, появились в 70-хх годах.

Что важно знать о работе корректоров

От корректности работы системы по регулировке светового потока зависит безопасность всех участников движения, ведь можно ослепить водителя встречного автомобиля, не заметить яму или пешехода на дороге вовремя. Поэтому всегда следите за исправностью корректоров фар. 

Основные неисправности:

  • износ резистивного напыления;

  • поломка кронштейна для крепления датчиков;

  • окисления контактов;

  • отказ электронных схем при попадании влаги;

  • поломка сервопривода и прочее.

Узнать о неисправности в большинстве случаев помогает индикатор на панели устройств. Если загорелась лампочка, то точно пора на диагностику.